Общество “Друзья Уно Ульберга”

ШКОЛА ИСКУССТВ УНО УЛЬБЕРГА
(опубликовано в еженедельнике "Как дела?", г. Выборг, №9 (13) 1996 г.)

Путеводитель с «Калевалой» в руках. Тайна мастера и древняя магия. Связь с историей и мифами земли. Источник света для пришедшего.

Школа предстает взору путешественника неожиданно — после поворота со старой Выборгской улицы к набережной, или — в дождливой перспективе на высокой скале, если идти вдоль порта к бастиону Панцерлакс. Предстает неожиданно, и так же неожиданно появляется потом в памяти в определенные моменты жизни. Нависающие крылья раструба ворот скрывают чудесную прозрачную колоннаду. Увидев хотя бы раз — запомнишь ее навсегда.
Нечто непонятное, над древними стенами, стоящее особняком. Войдем. Первое впечатление — античность! Дворик принимает тебя в свои объятия, и море кажется теплым и бесконечным, как еще ненаписанная история. И только спустя время, когда схлынет первая волна бессознательного, понимаешь, что здание построено в стиле конструктивизма.
Есть постройки для разглядывания, а есть постройки для воспоминаний. Такие, которые которые потом вспоминаешь, как нечто значительное, гораздо большее, чем на самом деле. Это значит, что здание несет в себе тайну, некое скрытое значение... Таковы работы Ульберга — вторичные с точки зрения истории архитектуры, и огромные, необычайные — в контексте Истории.
О личной жизни Ульберга известно мало, общественная вся прошла на виду. Главный архитектор Выборга с 1932 по 1936 год. Но главным архитектором он был всегда, даже когда еще не был им по должности. Инициатор «войны против кровельного железа», реконструкции Круглой башни, создания Технического клуба, в котором больше музицировали, плясали и говорили об искусстве, создатель более десятка красивейших зданий в городе, после 1937 — архитектор Медицинского управления в Хельсинки.
Таинственный его приезд в Выборг во время оккупации — это послание: городской архитектор — всегда со своим городом!
Внимательно изучив творческий путь Ульберга, приходишь к выводу, что внутренние течения его развития образуют глубокую и сильную реку, берущую начало где-то в “Калевале”.

Замысел, строительство

В 1930 году Уно Ульбергу, городскому архитектору, исполняется 51 год. Для Мастера это время зрелости, время создания Послания потомкам.
Ульберг приступает к строительству Школы, проект которой он вынашивал в течении 20 лет (первые наброски относятся к 1910 году).
Бастион Панцерлакс («панцирь залива» по-шведски), примыкающий к скале, на которой стоит здание Школы, построен в 1579-1580 г.г. Там было укрытие для гарнизона, пороховой погреб. В 19 веке, когда бастион утратил военное значение, вблизи его появились сенные сараи, купеческая лавка, пивоварня, кирпичный завод. В 1860-х было разобрана Рогатая крепость, частью которой был бастион Панцерлакс. Замок стоял, превращенный в руины пожаром (от шутихи во время праздника), и городской флаг поднимали на бастионе. В 30-х годах пороховой погреб был приспособлен под мастерскую художников, в 80-е годы там открыли кафе.
Горожане с воодушевлением восприняли проект строительства Школы. Это было время подъема национальной идеи возрождения страны, всего десять лет назад получившей независимость.
Финляндия быстро развивается. В 1929 году смелый проект застройки Выборга разработанный Отто Меурманом, получил на конгрессе по градостроительству в Барселоне золотую медаль. Планировалась массовая застройка на острове между Монрепо и Аннинскими укреплениями, автострада через залив...
Деньги на строительство Школы искусств пожертвовали городские власти, строительные фирмы и многие жители города. Школой гордились — это была поистине народная стройка. Так строятся храмы.
Мы подошли к главной части рассказа. Школа искусств Ульберга по своей внутренней структуре — это Храм, то-есть особое место, где подземный, земной и небесный миры соединяются воедино. Где создается поющий Космос, где человеку легко общаться с высшим миром, Богом. Если ты в Храме, ты находишься в центре Мира, и он вращается вокруг тебя. Храм — это место, где ты слышишь своих предков, а те, кто придет потом, здесь услышат тебя.
Эту функцию в разное время у разных народов выполняли: каменный идол на холме, пирамида и жертвенник майя, деревянный шест австралийских кочевников, священная гора у японцев, голубая мечеть мусульман, деревянная часовня, храм с колокольней...
Школа искусств имеет все основные признаки языческого и древнехристианского храма.
Вход в Школу с востока, со стороны города. Колоннада открыта на запад, в сторону моря. Как и христианский Храм, Школа ориентирована по сторонам света, небесный или храмовый купол — это связь с небом (самые первые христианские алтари имели дыру в крыше), пещера (крипта) или источник воды внизу — связь с землей и подземным миром.
Место, выбранное для строительства Школы — с сильной исторической и природной аурой — это место жертвы, политое кровью многих битв (угол старинной крепости), это возвышенность на берегу, это художественная мастерская...

Поиск воды, приключение...

Когда автором статьи были обнаружены почти все основные признаки Храма, осталось обнаружить связь с подземным миром.
И тут произошло своего рода приключение.
Посредине зимы, ближе к весне, когда некоторые подробности Школы остаются только в воспоминаниях, я спрашивал у своих знакомых — что находится посреди двора — клумба или фонтан? Сам я никак не мог вспомнить. Большинство предполагали, что там был когда-то фонтан. Я уже почти уверился в том, что посреди двора — остатки небольшого фонтана. Но там была клумба!
Почему произошло такое искажение воспоминаний? Моя гипотеза была такова: интуитивно присущее каждому из нас ощущение Храма требует обязательное присутствие источника воды посредине. Я посчитал это достаточным доказательством того, что Школа в своем внутреннем значении — это Храм.
Но вот весной, когда сошел снег и оттаяла земля, я рассказывал как-то о символике Школы внутри ее двора. Я указал рукой на клумбу и вдруг увидел, что рядом с ней — небольшая железная решетка... Вода все-таки была в Храме, не могла не быть! Это оказалась решетка водостока, куда вода стекает из водосточных труб с четырех углов двора по едва заметным дорожкам в камнях, которыми вымощен двор.
Обойдем Школу вокруг. У левого ее крыла, возле возвышенной площадки для рисования, растут два дерева с правильными кронами: дуб и липа. Деревья эти непростые: дуб — символ грома, священное дерево карельских рун. Дуб в сказках (а ранее — мифах) славян, как и ясень Игдррасиль (из “Старшей Эдды”) — мировое дерево, которое соединяет небесный, земной и подземный миры воедино. Липа интересна другим — она расщеплена вдоль ствола, и заросла, свернулась внутрь корой... Такие деревья обладают сильной энергетикой.

Пришедший становится Учеником

В Школе заложена еще одна мифология — связи города, малой родины — с большим миром.
Что такое Школа? Юноша приходит в Школу, чтобы стать Учеником. Он поднимается по длинной лестнице, напоминающей лестницы вавилонских башен-зиккуратов, к суровым, без единого окна, углом стоящим высоким стенам входа, и неожиданно оказывается в уютном внутреннем дворике... И уже видна даль моря на западе, куда ему в свое время предстоит отправиться, чтобы в скитаниях утвердиться в своем мастерстве. Поднимаясь по лестнице, каждый раз совершаешь путь Ученика.
Лестница — особое место — место инициации. Ученик, приходя по ней из города в Школу, умирает для суетной жизни, чтобы родиться для Искусства.
Получив знания, Ученик должен уйти в мир, чтобы испытать себя наедине со Вселенной и — Богом. Вернется из странствий он уже зрелым Мастером. И тогда ему предстоит последнее испытание — выбор. Мастер возвращается с запада, со стороны моря и входит в Школу по лестнице посредине колоннады. Восточный вход в Школу поворачивается к нему другой своей стороной — теперь это алтарь.
На потолочной части ворот — особенный орнамент. Только человек, хорошо чувствующий значение символов, мог поместить такой орнамент в воротах — это фрагмент бесконечного узора из четырехконечных крестов (если смотреть на выпуклые фигуры) и свастик (если смотреть на линии). И крест, и свастика — древнейшие символы божественного начала и мирового порядка у индоевропейцев — скандинавов, славян, индийцев... Жизнестойкость древней символики удивительна! В Архангельской области, например, как в древние времена вышивали свастику на полотенце, так и вышивают до сих пор — несмотря на войну и отрицательные ассоциации, связанные со свастикой.
Бесконечность становится Вселенной, когда в него привносится Смысл. Орнамент на воротах превращает их во Врата Вселенной. В христианских храмах центральный вход в алтарь называется «Царские Врата» или «Врата Рая».
Мастеру достаточно себя самого, он и так один на один со Вселенной, он может пройти прямо в Рай — он уже заслужил это. Но он может отказаться от этого дара покоя, и спуститься в город к своему народу, чтобы продолжать служить ему и оставить Послание потомкам.

Вяйнемейнен и Христос

Ульберг был христианином, но к христианству карел всегда была примешана изрядная доля язычества. Художественная жизнь Финляндии с 80-х годов XIX в. замешана на идее национального возрождения, символом которого стала “Калевала”, книга древних карельских песен-сказаний. Ульберг, несомненно, был хорошо знаком с древней калевальской культурой.
Главный герой “Калевалы” — бессмертный Вяйнемейнен, воплощение души страны, северных вод, скал, ветра, людей, живущих на этой земле. Это Мастер, творящий умением и песнями различные предметы для жизни людей, защищающий их в дни горя. Когда темная Хозяйка Похъелы насылает на Калевалу мор, Вяйнемейнен исцеляет народ заговорами и песнями.
Школа искусств — огромное кантеле, на котором играет ветер, кантеле Вяйне, сделанное самим мастером из щучьей кости, игру которого приходят послушать и люди, и деревья, и звери, на звук которого откликаются дома. Во дворе Школы время остановилось — это время выбора пути, время звучащей “Калевалы”.
Христос, вернувшись из сорокадневного скитания по пустыне и тех путешествий, о которых умолчали Евангелия, несет своему народу весть во спасение. Он врачует болезни тела и души и творит новый мир — словом.
Вяйне и Христос для настоящего карела — равновеликие фигуры. Миф превращения Ученика в Мастера — это путь Вяйнемейнена, Христа и самого Уно — скитания, обретение силы, возвращение к своему народу, служение ему, Послание потомкам.
Первые наброски Школы искусств на скале относятся к 1910 году (Ульбергу 31 год). Скорее всего это были наброски первого акта Деяний Мастера — ухода в мир. В 1930-м — воплощение в камне третьего акта — возвращения. Школа — это огромный, развернутый на свежем воздухе Автопортрет Мастера, копия его духовного сознания: морю (миру), городу, небу, земле — открытому.

* * *

Школа — это сидящий медитирующий человек, позвоночный столб которого (кундалини, цепочка чакр) — это арка входа, ноги развернуты вдоль стен двора, руки лежат на коленях, взор обращен в сторону моря, внутренний взор обращен городу. Он улыбается.
Школа искусств — огромная криптограмма. Скорее всего, Ульберг не думал о скрытом значении здания и ничего не шифровал. Но мы можем прочитать. Не потому, что это нужно для истории, а потому, что это нужно нам.


УНО УЛЬБЕРГ БЫЛ БЫ ДОВОЛЕН... (газета "Выборг")
Школа изящных искусств (Выборгское геральдическое бюро «Нейпорт»)
Школа со стороны набережной
Напишите мне - Чжун Цю



Используются технологии uCoz